2015-2016 учебный год (первое полугодие)
В музее появилась сельница
Благодаря ученику 6 класса Конышеву Павлу и его папе Николаю Александровичу в нашем музее появилась сельница (также называли сильница). Она была обнаружена на чердаке дома, в котором живет семья Конышевых. Это предмет домашней утвари, который использовался хозяйками для просеивания муки. Приобретение сельницы сейчас особенно важно, потому что в музее начались занятия «Как хлеб на стол приходил». Спасибо семье Конышевых! Старинные предметы продолжают находить свое место в музее.
Подарок от Окунева Егора
Выпускник Среднеивкинской школы 2015 года, экскурсовод - "ветеран", в настоящее время студент 1 курса Академии МЧС Окунев Егор, приехав на зимние каникулы, навестил наш музей. Егор приготовил подарок музею - макет современного танка, собранного своими руками. Музейная экспозиция пополнилась еще одним эксклюзивным предметом. Молодец Егор!
Третье поколение экскурсоводов: эстафета принята!
Ученица 9 класса Горшкова Татьяна пополнила ряды среднеивкинских экскурсоводов. Ее старшая сестра Юлия с 5 по 11 класс проводила экскурсии в музее, а в конце прошлого учебного года, заканчивая школу, подготовила преемницу - младшую сестру. Татьяна ответственно отнеслась к новому для нее делу и очень быстро освоила экскурсионный метод. Во время классного часа в 5 классе "Моя школа" Татьяна провела экскурсию "Мы говорим - школа, подразумеваем - Татьяна Анатольевна...", посвященную учительнице - ветерану. Для Татьяны это был первый опыт выступления в музее, а в истории музея Татьяна - представитель уже третьего поколения экскурсоводов. Сначала экскурсию по названной теме проводили Трегубова Екатерина и Лумпова Мария, выпускницы 2012 года, затем - Горшкова Юлия в паре с Блиновой Натальей, выпускницы прошлого года, и вот сейчас - Татьяна. Судя по тому, как пятиклассники воспринимали экскурсовода, какое количество вопросов было ими задано, экскурсия прошла с успехом.
Реликвии есть в каждой семье!
Классный час для учащихся 6 класса «Семейный архив и семейные реликвии» уже давно стал традицией в нашем музее. И в нынешнем году мы не нарушили эту традицию. Классный руководитель Конышева Татьяна Анатольевна провела с ребятами подготовительную работу. В музей на классный час 18 декабря пришли не только шестиклассники, но и родители, и они сразу же включились в разговор. Выступления ребят о семейных реликвиях вызвали много эмоций, большой интерес друг к другу. Татьяна Анатольевна поделилась воспоминаниями о своем отце, показала памятные вещи, к которым в их семье проявляется особенно трепетное отношение. Рефлексия показала, что разговор о семейных реликвиях всегда актуален. Традицию будем продолжать! Выражаем благодарность родителям, принявшим участие в классном часе.
Подробности - от классного руководителя:
Слово «традиция» в латинском языке означало «передавать». Шестиклассники во время традиционного классного часа в музее о семейных реликвиях передавали друг другу идеи, какие вещи в каждом доме могут стать частью семейного архива. Эти вещи рассказывают о важных достижениях, интересных путешествиях, трогательных событиях. Паша Вершинин принес на классный час коллекцию монет. Среди них была позеленевшая от времени полушка (1/2 копейки) 19 века и канадский цент 1968 года с изображением юной Елизаветы II. С ещё одной коллекцией познакомили Никита Ошаев и его мама Наталья Анатольевна – это марки. А началась коллекция с одной марки, «сумевшей» не потеряться за несколько десятилетий, с портретом Николая I и надписью о том, что марка имеет хождение наравне с серебряной монетой. Алёша Кулаков рассказал о награде папы, который работает механизатором, - почётной грамоте. Алёна Корепанова у экспозиции «Учителя – ветераны» рассказала о своей бабушке учительнице математики. Паша Конышев пришел в музей со своим папой Николаем Александровичем, принес фотографию бабушки, которая трудилась всю жизнь в совхозе, её медали и письмо – поздравление от президента страны. У экспозиции о своём дедушке – заслуженном работнике сельского хозяйства, Дима Куликов показал ребятам значок за отличную работу в сбербанке и медаль Материнства бабушки. Коля Злобин детально описал самую древнюю из реликвий, представленных на классном часе, (ей не меньше двух сотен лет) – икону, на которой изображена Богородица. Увереннее всех чувствовали себя во время классного часа экскурсоводы с опытом: Никита Ошаев и Алёша Жеребцов. Алёша завел в семье новую традицию: свои спортивные медали он вешает на шею игрушки-талисмана олимпийских игр в Сочи, которую привёз его папа. Не остались в стороне и учителя: Светлана Витальевна показала буденовку своего дедушки, а Татьяна Анатольевна-орден и дипломы папы с конкурсов пахарей. Классный час показал, что большинство семейных реликвий – это награды за трудовые успехи: ордена, медали, грамоты, значки, благодарственные письма. Надеемся, что подрастающее поколение среднеивкинцев продолжит трудовые традиции предков.
Классный руководитель 6 класса Конышева Т.А.
Как хлеб на стол пришел
Продолжением «Путешествия в Агроград» для учащихся 4 класса стало знакомство с тем, какой путь проходило зернышко, чтобы превратиться в хлеб для наших предков. Во время музейного занятия 18 декабря ребята определили основные этапы превращения зерна в хлеб, выбрали среди экспонатов те орудия труда, которыми работали прадедушки и прабабушки во время сева, жатвы, молотьбы, рассмотрели на экране различные типы мельниц. Важным моментом было уточнение названий орудий труда: сетиво, серп, цеп. Отдельно остановились на этапах выпечки хлеба в русской печи, и здесь современные дети узнали много нового. Ребятам было предложено симитировать действия, производившиеся во время различных этапов, и дети изобразили, как жали серпом, колотили цепом, замешивали мутовкой в квашне (емкости) тесто, придавали ему форму с помощью чаруш, выкладывали на холст, садили на специальной лопате в печь, а потом уже добывали готовый хлеб. В заключение прочитали пословицы и поговорки о хлебе, отгадали загадки по рассмотренной теме. Договорились, что в следующий раз познакомимся и с современным процессом производства хлеба.
Путешествие в Агроград: учимся различать зернышки
11 декабря началось путешествие в Агроград для 4 класса. Вводная часть занятия проходила в зале агрофирмы. А затем состоялось знакомство с видами сельскохозяйственных культур, выращиваемых в агрофирме. Ребята имели возможность рассмотреть колоски зерновых культур – ржи, пшеницы, овса и ячменя. Разделившись на группы, определяли, какой культуре соответствуют зерна, находившиеся в разных контейнерах. Познакомились с названиями сортов этих культур. Экспертом по колоскам и зернам выступила учительница четвероклассников Окатьева Светлана Ивановна. Она рассказала, что, будучи еще ученицей, во время летних каникул работала штурвальной у отца – комбайнера. Также познакомились с четырьмя видами трав, которые выращивают, чтобы потом заготавливать корма. Выяснилось, что такие названия, как клевер и тимофеевка, дети уже знают. Новой для них была трава овсяница, а лядвинец рогатый особенно понравился. В заключение каждому на ладонь положили несколько зернышек, ребята вдохнули запах и признались, что пахнет хлебом.
Экспонаты МИССИ – участники ИКТ Полиатлона
Команда учащихся 4 класса во главе с учителем информатики Корольковой Татьяной Михайловной приняла участие во Всероссийском дистанционном командном турнире по информационным технологиям «ИКТ Полиатлон». Для выполнения конкурсного задания среднеивкинская команда решила использовать экспонаты музея и сведения о достопримечательностях села. Среди достопримечательностей были выделены: Троицкая церковь, здание бывшего волостного правления, пруд, «Красная площадь», «Байконур» (финская зерносушилка). Получилась красивая презентация!
В музейном «Клубе интересных встреч» - новый гость
4 декабря «Клуб интересных встреч» посетил новый гость. На этот раз музей радушно распахнул свои двери для Александра Павловича Черных, заместителя директора агрофирмы по производству. На беседу с ним дружной цепочкой подтянулись одиннадцатиклассники. Инициатором встречи выступила руководитель музея Огородникова С.В. Она и начала беседу со знакомства с гостем, которое продолжилось в одном из музейных залов, где ученик 8 класса Мильчаков Артём провел фрагмент экскурсии, посвященной Александру Павловичу. Старшеклассники узнали, что Александр Павлович в нынешнем году удостоен почётного звания "Заслуженный работник сельского хозяйства РФ». Знакомство с гостем продолжилось за круглым столом, где Александр Павлович ответил не только на все заранее подготовленные вопросы, а также и на те, что возникли во время диалога. С особой любовью он рассказал про детские годы, которые были насыщены играми с друзьями, общением. Но в обязанности деревенского мальчика входила регулярная помощь родителям по дому. И хотя семья была большая – работы хватало всем! Кроме прочего, летом он с удовольствием работал помощником штурвального на комбайне. В беседе прозвучали воспоминания о годах учёбы в школах деревни Воскресенцы и села Среднеивкино, о любимых учителях. О том, как вместе с одноклассниками поступали в Кировский сельскохозяйственный институт. О службе в армии в части, в которой спустя много лет отслужил и его сын Олег. Много интересного услышали школьники о заграничных поездках, в которых побывал Александр Павлович. Об отношении людей, проживающих за рубежом, к окружающей природе, о чистоте и порядке, царящих вокруг их домов. А главное, что отметил Александр Павлович и пожелал выпускникам - это любить свою работу, знать ее и, конечно же, сохранять человеческие взаимоотношение и взаимопонимание в коллективе. В конце встречи был продемонстрирован телевизионный сюжет про Александра Павловича, подготовленный на ВГТРК «Вятка». А в ходе рефлексии ребята выразили свое мнение о встрече. Из отзывов учащихся: «встреча была содержательной», «встреча оказала на меня положительное воздействие», «такие люди вызывают чувство уважения», «это была встреча действительно с интересным человеком!», «я горжусь, что у нас есть такие односельчане». Хочется поблагодарить Александра Павловича за время, которое он уделил нашему классу, за интересный рассказ, а также Светлану Витальевну за организацию встречи. Классный руководитель 11 класса Королькова Т.М.
Совет музея - в новом составе
27 ноября проведено рабочее заседание Совета музея, который в нынешнем учебном году значительно обновлен. Обсудили вопросы, связанные с музейным сайтом. Определили главные дела на второй триместр.
Путешествие в Агроград продолжается!
2 декабря ребята 1 класса во главе со своей учительницей Мариной Васильевной и руководителем музея Светланой Витальевной отправились в мастерскую агрофирмы, затем познакомились с телятами и их мамами, побывали на конеферме. С ребятами общались заведующий мастерской Владислав Львович Бушуев, механизатор Дмитрий Александрович Соломин, специалист в сфере животноводства Елена Анатольевна Филимонова, берейтор (специалист по обучению лошадей) Снежана Вячеславовна Булычева. Сесть за руль современного трактора стремились не только мальчики, но и девочки, всем было интересно. Особенные впечатления вызвали у ребят телята, которых можно было погладить. Лошадкам в этот день посчастливилось полакомиться морковкой, сахаром, сухариками из рук ребят. Дети заранее запаслись сладостями для лошадок. Снежана Вячеславовна напомнила школьникам о том, что лошадь может представлять опасность, и ни в коем случае нельзя проникать внутрь загона, а на встречу с животными стоит приходить только с родителями.
Начинаем путешествие в Агроград
В соответствии с Концепцией развития музея (на 2015-2020 годы) разработана музейно-педагогическая программа "Путешествие в Агроград". 25 ноября состоялось первое занятие для 1 класса. Оно было подкреплено уроком окружающего мира "Труд людей осенью", который на высоком уровне провела учитель 1 класса Крутихина Марина Васильевна. Место проведения того и другого занятия - экспозиционный зал "От коммуны до агрофирмы". Дети работали активно, с воодушевлением.
"Друзья музея"
Жители села Среднеивкино Поповы Николай Аркадьевич и Валентина Сергеевна, а также Журавлева Любовь Аркадьевна (сестра Николая Аркадьевича) в течение всех 10 лет существования музея оказывают нам разнообразную помощь: передают ценные старинные предметы, участвуют в совершенствовании экспозиции, помогают в проведении различных мероприятий, выдвигают интересные идеи. 23 ноября Николай Аркадьевич помог в обустройстве одного из музейных помещений. Это здорово, что у музея есть такие помощники!
30 ноября в экспозиционном разделе "Жизнь и быт наших предков" появился старинный гребень (чесало). Такие гребни использовались на одном из этапов обработки льна. Эксклюзивный экспонат появился в нашем музее благодаря Мамонову Сергею Николаевичу. Наш односельчанин уже не первый раз вручает подарки музею. Еще во время формирования уголка природы Сергей Николаевич подарил чучело зайца-беляка. Самый первый домотканый сарафан, появившийся в музее - это семейная реликвия семьи Мамоновых. Спасибо за поддержку экспонатами!
Краеведение на уроках математики
По новым стандартам образования задачей учителя стало не только формирование знаний, умений и навыков по предмету, но и в первую очередь, развитие личности. Когда мы в 6 классе подошли к изучению темы «Умножение дробей», дети получили задание узнать у своих родителей результаты их работы в агрофирме. И на уроке после целеполагания мы начали с простой задачки: «Среднесуточный надой от 1 коровы составляет 29, 5 л. Сколько л молока даст буренка за 5 дней?». Далее по аналогии ответили на вопрос: «Каким действием решается следующая задача?» «Среднесуточный привес у телят составляет девятнадцать двадцатых кг. Как увеличится масса теленка за 3 дня?». Но так как умножение дробей мы пока не изучали, то нашли сумму трех одинаковых слагаемых. При ответе на следующий вопрос: «Скорость погрузчика DCB 30 км / ч. Какое расстояние он проедет за три четвертых часа?» - возникла проблема: искать сумму 30 слагаемых нерационально. Вернувшись к предыдущему заданию, ребята в группах вывели правило умножения дробей на натуральное число и применили его. Еще две задачи: «Трактор «Беларусь» едет от гаража до фермы в течение двух пятнадцатых часа со скоростью 25 км / ч. Найдите расстояние от гаража до фермы.» и « Агроном - овощевод на «Ниве» успевает за три шестнадцатых часа объехать вверенные ему объекты. Сколько км проедет «Нива», если ее скорость 80 км / ч?» - решили самостоятельно и обсудили в парах. При подведении итогов урока: «Что мы изучали? Как мы это делали? Для чего мы это делали?» естественным образом зашел разговор о достижениях агрофирмы. Руководитель музея истории села Среднеивкино Огородникова С.В. так проникновенно и с такой любовью провела с детьми эвристическую беседу на эту тему, что в ходе рефлексии ребята в один голос сказали, что у них возникло чувство гордости за родную землю и за людей, работающих на ней. В ходе беседы были использован экспонат музея – серебряная медаль Министерства сельского хозяйства, врученная агрофирме в 2014 году во время Всероссийской выставки «Золотая осень».
Разговор о работниках агрофирмы получил продолжение на уроке «Применение распределительного закона умножения». В одной из задач речь шла о норме высева озимой пшеницы и ржи, а в другой - о среднегодовом удое от одной коровы в агрофирме «Среднеивкино». При подведении итогов урока руководитель музея умело организовала с шестиклассниками полилог о сельскохозяйственных профессиях. Она познакомила детей с результатами областных конкурсов «Лучший по профессии» осенью этого года: в номинации «Лучший агроном - овощевод» победителем стал представитель нашей агрофирмы - Жеребцов Владимир Леонидович. Еще один агроном, выпускник нашей школы, Крутихин Александр, на областном слете представителей молодежи сельской местности был признан лучшим агрономом. После чего был предложен фрагмент экскурсии о животноводах, получивших Почетный знак «Заслуженный работник сельского хозяйства». Экскурсию с воодушевлением провела одноклассница ребят. Все это произвело сильное впечатление на детей, и они единодушно признали: такие люди заслуживают уважения и признания их заслуг.
Как видим, в ходе общения с учителем и друг с другом у детей пробуждаются чувства патриотизма, желания работать, может быть, в будущем на родной земле и с любовью относиться к людям, которые трудятся на ней в данный момент. Именно на это нас ориентируют и социальный запрос, и правительство России, и обстановка в мире.
Учитель математики Новикова Л.Г.
Сбор музейного актива
30 октября в музее собрались экскурсоводы. В нынешнем году нас 27, в том числе 8 преемников. После приветственного слова руководителя музея каждый экскурсовод назвал тему своей экскурсии, а затем имел возможность определить для себя новый вариант, получив полный список экскурсионных тем. От каждого класса был выбран представитель в Совет музея, после чего состоялись выборы председателя Совета.
Учебные занятия на базе музея
31 октября состоялся урок геометрии для 10 класса возле Троицкой церкви. Храм интересовал учащихся как памятник культуры и как объект для математических расчетов. Идея проведения такого урока принадлежит учителю математики Новиковой Любовь Гавриловне.
28 октября в музее прошел урок английского языка для 5 класса по теме «Образование». Его провела молодой специалист Корякина Мария Сергеевна. На уроке использовались экскурсии «Из истории Среднеивкинской школы» и «Память и гордость» (о педагогической династии семьи Малышевых), экскурсовод – Малышева Оля (8 кл.). Наибольшую активность на уроке проявил Мокиев Ярослав.
Руководитель МИССИ - на Всероссийском семинаре школьных музеев
22-23 октября в Москве проводился Всероссийский семинар – совещание с руководителями школьных музеев «Организация музейной работы в образовательных учреждениях». Организаторами семинара выступили межрегиональная общественная организация содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». Семинар проходил на базе Московского государственного технического университета гражданской авиации и школы № 1494 г. Москвы. В работе семинара приняли очное участие 130 руководителей школьных музеев из 44 регионов РФ, заочно – еще 80 человек (стендовые доклады, статьи в сборник научно-методических материалов). Кировскую область представляла руководитель нашего музея Огородникова Светлана Витальевна. Она участвовала в пленарном заседании, в работе мастер-класса ведущего научного сотрудника Государственного литературного музея Великовской Галины Викторовны по теме «Исследовательская деятельность учащихся на экспозициях музеев». Также Светлана Витальевна выступила в рамках дискуссионной площадки по обмену опытом организации деятельности музеев в образовательных организациях. Всего состоялось 18 выступлений. Это были представители из самых разных регионов и городов России: Карачаево-Черкесия, Волгоградская область, Красноярский край, Республика Коми,. Северодвинск, Республика Дагестан, Нижний Тагил, Норильск, Санкт-Петербург и другие. Участники совещания обсудили правовые основы функционирования школьных музеев, ориентиры развития патриотического воспитания, перспективы музейной педагогики. Светлана Витальевна во время семинара приобрела много научно-методической литературы.Во время посещения музея "Ратный подвиг Москвы" школы № 1494 Светлане Витальевне особенно понравилась инсталляция " Военный совет в Филях", а также изготовленные ребятами макеты "Бородинское сражение","Москва за нами!", "Солдатский блиндаж". Оказалось, что в этой московской школе оформлена целая витрина, посвященная вятскому знаменосцу Григорию Булатову.
Первоклассники в музее
13 октября учительница 1 класса Крутихина Марина Васильевна привела в музей своих питомцев. Ребята уже были знакомы с музеем, потому что проводились музейные занятия еще в детском саду. Но в этот день музей встречал их как первоклассников - детей, которые пришли учиться в школу. Марина Васильевна провела для учащихся фрагмент урока окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные". Больше всего ребят впечатлили зубы и когти чучела медведя, находящегося в экспозиции.
О нашем музее - в сборнике международной конференции
"Музейно-педагогические технологии в воспитании сельского школьника" - так называется статья руководителя МИССИ Огородниковой Светланы Витальевны, опубликованная в сборнике материалов международной научной конференции, проходившей 24 - 25 сентября в г. Ярославле.
Музей участвует в Празднике Урожая
27 сентября в агрофирме проводился Праздник Урожая "Выставка достижений нашего хозяйства". Каждый цех представлял свою продукцию в отдельном павильоне. Один из павильонов был музейным. Учащиеся-экскурсоводы и учителя оформили отведенную территорию, отразив основные достижения МИССИ, и провели павильонную экскурсию. Особый интерес посетителей вызвала та часть павильона, где была представлена история школы через экспонаты. На парте "советского времени" находились шашки, и взрослые посетители с увлечением сыграли несколько партий. Музею был вручен подарок от "ЭкоНивы" - макет современного трактора.
Сотрудничаем с ветеранами
25 сентября перед делегатами отчетно-выборной конференции ветеранской организации Верхошижемского района выступила руководитель музея Огородникова С.В. Она рассказала о том, как сотрудничает МИССИ с ветеранами. Представитель областного Совета ветеранов Банников В.Т., присутствовавший на конференции, вручил музею Почетную грамоту.
Начались внеурочные занятия в 5 классе
23 сентября начались внеурочные занятия по духовно-нравственному направлению в 5 классе. Первое занятие под руководством учителя Новиковой Л.Г. прошло около храма. Экскурсию "Троицкая церковь - главная достопримечательность села" провела руководитель музея Огородникова С.В.
Среднеивкинцы - на Российском музейном фестивале
10-12 сентября в г. Тотьма Вологодской области проходил Всероссийский научно-практический музейный форум "Музейное дело и туризм как факторы развития российской глубинки". Руководитель музея Огородникова С.В. и специалист агрофирмы Комарова Г.Л. приняли участие в этом событии. На секции "Практики взаимодействия музеев" был представлен опыт сотрудничества МИССИ с агрофирмой. Многие участники форума заинтересовались этим опытом.
"Учебный сезон" в музее открыт
7 сентября в МИССИ по инициативе учителя - филолога Пятовой Натальи Леонидовны проведен урок литературы в 8 классе " по теме "Русские народные песни - душа народа". Ребята имели возможность "окунуться" в мир предков. При входе в музей детей встречал звон колоколов, для каждого ученика была подготовлена старинная одежда. На уроке в исполнении учениц прозвучали частушки. Завершился урок хороводом.
Ветераны педагогического труда собираются в музее
В День знаний, 1 сентября, после торжественной линейки, учителя - ветераны собрались в музее. Они с удовольствием пообщались за чашкой чая, положив начало традиции приходить в музей в начале учебного года.
|