Региональный конкурс музеев и экспозиций музейного типа образовательных организаций Кировской области, посвященный 220-летию Вятской губернии и 80-летию Кировской области
Номинация «Педагогическое руководство образовательно-просветительной деятельностью школьного музея / экспозиции музейного типа»
Аукцион педагогических инноваций
Музейно-педагогическая программа:
Путешествие в Агроград
(1 – 11 классы)
Составитель: Огородникова Светлана Витальевна,
учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с. Среднеивкино
Верхошижемского района Кировской области,
руководитель музея истории села Среднеивкино
Среднеивкино
2016
Пояснительная записка
Программа «Путешествие в Агроград» имеет краеведческую направленность. Краеведение в сельской школе – ведущее средство гражданского воспитания.
Теоретической основой программы являются положения о формировании жизнеспособной личности в условиях сельского социума (М.П. Гурьянова), о развитии гуманистической парадигмы музейно-педагогической деятельности в сельском социуме (А.В.Нагибина). Программа разработана с учетом приоритетов государственной политики в области воспитания, которые определяет Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из них является формирование у детей чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. В Стратегии указывается на важность развития музейной педагогики.
Сегодня значительная часть населения живет в условиях дефицита духовно-нравственных ценностей. Это приводит к потере национального самосознания, ослаблению гражданских чувств. Актуальность программы в том, что она ориентирована на воспитание гражданской идентичности сельских школьников посредством музейно-педагогической деятельности.
Принципы реализации программы:
- учета специфики сельской среды, проблем и преимуществ сельского социума;
- ценностного отношения к культурно-историческому наследию, к современной жизни;
- коммуникативности;
- адресности;
- преемственности;
- принципы музейной педагогики (интерактивность, комплексность, программность).
Программа представляет собой новое направление в развитии взаимодействия между музеем и агропредприятием.
Цель – способствовать созданию условий для осознания учащимися своей принадлежности к сообществу сельских тружеников Вятского края, всей России на основе взаимодействия музея истории села Среднеивкино и акционерного общества «Агрофирма Среднеивкино».
Задачи:
1) расширять и углублять знания учащихся об агропредприятии, о родном крае;
2) формировать интерес к сельскохозяйственной деятельности, воспитывать ответственное и творческое отношение к труду на благо других людей, своей малой родины;
3) воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости за свое родное село, уважение к односельчанам, людям труда;
4) формировать потребность в личной причастности к судьбе малой и большой Родины; стремление быть полезными своему селу, обществу, государству.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: учащиеся 1 – 11 классов.
Сроки реализации: 1 год, циклично.
Формы занятий: экскурсия на объекты агропредприятия, музейное занятие, встреча, игра, конкурс.
Ожидаемые результаты:
а) предметные: приобретение, расширение и углубление знаний об агропредприятии, родном селе, малой родине;
б) метапредметные: приобретение опыта общения с представителями сельского социума, умения извлечения информации из различных источников, в том числе из музейных предметов;
в) личностные: проявление интереса к сельскохозяйственной деятельности, чувства гордости за родное село, уважения к односельчанам, людям труда, потребности в личной причастности к судьбе малой и большой Родины, ответственное и творческое отношение к труду, стремление быть полезным своему селу, обществу, государству, активное участие в жизни социума.
Способы проверки результатов: конкурс рисунков, сочинение, анкетирование.
Форма подведения итогов реализации программы - презентация «Музейно-педагогическая программа «Путешествие в Агроград»: итоги, проблемы, перспективы» на общешкольной конференции, на совещании специалистов агрофирмы.
Особенности программы:
- программа может быть использована на любом из трех уровней образования, при соблюдении принципа учета возрастных особенностей учащихся;
- все занятия имеют общие воспитательные задачи, прописанные в пояснительной записке; исходя из этого, для каждого занятия в разделе технологического обеспечения указаны задачи преимущественно познавательного характера (те, которые определяются совместно с детьми);
- занятия могут проводиться как по «вертикали» (с 1 по 11 кл.), так и по «горизонтали» (напр., в 5 кл., в рамках программы внеурочной деятельности);
- цикл может проводиться не в полном объеме, выборочно, т. к. каждая тема является относительно самостоятельной; в то же время ряд тем при необходимости несложно разделить на подтемы, каждая из которых будет соответствовать отдельному занятию;
- содержание и методические приемы при соответствующей корректировке позволяют проводить занятия даже в случае отсутствия музея в школе.
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Уч-ся (кл.)
|
Место проведения
|
Сроки
|
1.
|
Начинаем путешествие в Агроград»
|
2
|
1кл.
|
Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»; основные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»
|
Октябрь / ноябрь
|
2.
|
«Зернышко пуд бережет»»
|
1
|
2 кл.
|
Экспозиционный залы музея:
природы и истории,
«От коммуны до агрофирмы»
|
Декабрь
|
3.
|
«Как хлеб на стол приходил»
|
1
|
3 кл.
|
Экспозиционный зал
природы и истории
|
Декабрь
|
4.
|
«Современное производство хлеба»
|
1
|
4 кл.
|
Пекарня (ООО «Топтыгин»)
|
Январь
|
5.
|
«Картофель – наш «второй хлеб»
|
1
|
5 кл.
|
Картофелехранилище
|
Январь
|
6.
|
«Путешествуем на животноводческий комплекс»
|
2
|
6 кл.
|
Животноводческий комплекс агрофирмы
|
Февраль
|
7.
|
«Профессии в сельском хозяйстве»
|
1
|
7 кл.
|
Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;
музейная зона, предназначенная для занятий
|
Февраль
|
8.
|
«Трудовые династии»
|
1
|
8 кл.
|
Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;
музейная зона, предназначенная для занятий
|
Март
|
9.
|
«От коммуны до агрофирмы»
|
1
|
9 кл.
|
Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»
|
Сентябрь
|
10.
|
«Разговор по душам» (встреча учащихся с специалистами агрофирмы)
|
2
|
10 – 11кл.
|
Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;
музейная зона, предназначенная для занятий
(вариант: рабочее место специалиста)
|
Ноябрь /
декабрь
|
11.
|
«Разговор по душам» (встреча учащихся с директором агрофирмы)
«Агроград – наша гордость!»
|
2
2
|
11кл.
|
Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;
музейная зона, предназначенная для занятий
(вариант: кабинет директора агрофирмы)
Центральные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»
|
Ноябрь /
декабрь
Апрель /
май
|
Всего часов
|
17
|
Содержание:
- «Начинаем путешествие в Агроград».
Что такое сельское хозяйство. Кто трудится в сельском хозяйстве. Экспонаты музея – источники знаний о сельском хозяйстве. «Агрофирма Среднеивкино» - крупное сельскохозяйственное предприятие.
- «Зернышко пуд бережет».
Зерновые культуры, выращиваемые в агрофирме. Значение хлеба в жизни человека.
- «Как хлеб на стол приходил».
Как выпекали хлеб наши предки. Домашняя утварь для выпечки хлеба. Традиции и обычаи, связанные с приготовлением и употреблением хлеба. Виды изделий из муки. Как есть хлеб: культура употребления.
- «Современное производство хлеба».
Этапы выпечки хлеба на пекарне агрофирмы в настоящее время. С помощью чего производят хлеб.
5. «Картофель – «второй хлеб».
Зачем выращивают картофель. Как хранят картофель в агрофирме. Сорта картофеля, выращиваемого в агрофирме. Виды сельскохозяйственной техники, используемой в агрофирме для выращивания и хранения картофеля.
- «Путешествуем на животноводческий комплекс»
Современный животноводческий комплекс. Порода коров в агрофирме, особенности их внешнего вида. Чем питаются коровы. Режим дня животных. Кто ухаживает за животными. Машинное доение, мастера машинного доения. Объемы производства молока в агрофирме, его реализация.
- «Профессии в сельском хозяйстве»
Какие профессии существуют в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные профессии в материалах музея. Проблемы и перспективы, связанные с сельскохозяйственными профессиями. Родители, имеющие сельскохозяйственные профессии.
- «Трудовые династии».
Что такое династия. Семейные династии в нашем селе. Трудовые династии в агрофирме. Представители династий в экспозиции музея истории села Среднеивкино.
- «От коммуны до агрофирмы».
Когда появилась коммуна в Среднеивкино. Организаторы коммуны. Колхоз «Безбожник». Среднеивкинская машинно-тракторная станция. «Родина» - колхоз-гигант. Дела и люди совхоза «Среднеивкинский». Хлебников А.М. – знаменитый директор совхоза. Совхоз в 90-е годы. Агрофирма сегодня. Харькин Н.В. – руководитель современного типа. «Заслуженные работники сельского хозяйства».
10. «Разговор по душам» (с директором агрофирмы, специалистами). Биографические сведения о директоре, специалистах, работниках агрофирмы в экспозиции музея. Личностные качества: профессионализм, целеустремленность, добросовестность, дисциплинированность, умение организовать себя и других; их роль в жизни человека. Ориентация на будущую профессию.
11. «Агроград – наша гордость!»
Что представляет собой современное сельскохозяйственное предприятие. Цеховая структура агрофирмы. Центральные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»: ремонтно-механические мастерские, животноводческий комплекс, картофелехранилища, зерносушильные комплексы, пилорама,строящиеся объекты, административное здание агрофирмы. Достижения предприятия. Перспективы развития.
Условия реализации программы:
- кадровые: педагоги МКОУ СОШ с. Среднеивкино, обладающие достаточно высоким инновационным потенциалом; дирекция и специалисты акционерного предприятия «Агрофирма Среднеивкино», представляющие собой мобильный и профессиональный коллектив;
- программно-методические: Концепция развития музея «Взаимодействие школьного музея и агропредприятия – основа формирования гражданственности сельских школьников»; программа институционального уровня «Краеведение»; программа музейно–образовательного комплекса «Среднеивкино»; УМК «Гражданское образование в сельском социуме через деятельность музейно–образовательного комплекса»; ежегодные планы работы музея истории села Среднеивкино;
- материально-технические: объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино», включая производственное оборудование, машинно-тракторный парк; музейные помещения: 3 экспозиционных зала, 2 фондохранилища, кабинет руководителя; музейное оборудование: ограждение из оргстекла к уголку природы, подиумы, стенды, комплект учебной мебели, охранная и пожарная сигнализации, компьютер, ноутбук, колонки, многофункциональное устройство (сканер, черно-белый принтер, ксерокс), цветной принтер, черно-белый принтер, фотоаппарат с камерой и штативом, мультипроектор, экран.
Список источников:
1. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области. – Изд-во «Канцлер», 2013. – 284 с.
2. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.
3. Музей и дети: методический сборник музейных занятий и мероприятий / департамент культуры Кировской области; Кировский областной краеведческий музей. – Киров: О-Краткое, 2009. – 288 с.
4. Нагибина, А.В. Гуманистическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музейно-педагогической деятельности в условиях села [Текст]: методическое пособие / А.В. Нагибина. – М.: ИСП РАО, 2010. – 88 с.
5. Огородникова, С.В. Музейно-педагогическая деятельность в сельском социуме [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Огородникова; под ред. В.С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ООО «Веси», 2015. – 88 с. (Серия «Сельская школа», выпуск 20)
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р[Электронный ресурс]. – Режим доступа: base.garant.ru
7. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11: методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений[Электронный ресурс]. – Режим доступа: turcentrrf.ru.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: consultant.ru
9. Федеральный государственный образовательный стандарт[Электронный ресурс]. – Режим доступа: standart.edu.ru.
10. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rg.ru›2012/12/30/obrazovanie-dok.
|