Воскресенье, 05.05.2024, 17:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Педагогическое руководство | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт музея истории села Среднеивкино

Региональный конкурс музеев и экспозиций музейного типа образовательных организаций Кировской области, посвященный 220-летию Вятской губернии и 80-летию Кировской области

Номинация «Педагогическое руководство образовательно-просветительной деятельностью школьного музея / экспозиции музейного типа»

Аукцион педагогических инноваций

 

Музейно-педагогическая программа:

         Путешествие в Агроград

          (1 – 11 классы)

 

         Составитель: Огородникова Светлана Витальевна  

             учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с. Среднеивкино

Верхошижемского района Кировской области,

руководитель музея истории села Среднеивкино

 

Среднеивкино

2016

 

Пояснительная записка

Программа «Путешествие в Агроград» имеет краеведческую направленность. Краеведение в сельской школе – ведущее средство гражданского воспитания.

Теоретической основой программы являются положения о формировании жизнеспособной личности в условиях сельского социума (М.П. Гурьянова), о развитии гуманистической парадигмы музейно-педагогической деятельности в сельском социуме (А.В.Нагибина). Программа разработана с учетом приоритетов государственной политики в области воспитания, которые определяет Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из них является формирование у детей чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. В Стратегии указывается на важность развития музейной педагогики.

Сегодня значительная часть населения живет в условиях дефицита духовно-нравственных ценностей. Это приводит к потере национального самосознания, ослаблению гражданских чувств. Актуальность программы в том, что она ориентирована на воспитание гражданской идентичности сельских школьников посредством музейно-педагогической деятельности.

Принципы реализации программы:

  • учета специфики сельской среды, проблем и преимуществ сельского социума;
  • ценностного отношения к культурно-историческому наследию, к современной жизни;
  • коммуникативности;
  • адресности;
  • преемственности;
  • принципы музейной педагогики (интерактивность, комплексность, программность).

Программа представляет собой новое направление в развитии взаимодействия между музеем и агропредприятием.

Цель – способствовать созданию условий для осознания учащимися своей принадлежности к сообществу сельских тружеников Вятского края, всей России на основе взаимодействия музея истории села Среднеивкино и акционерного общества «Агрофирма Среднеивкино».

Задачи:

1) расширять и углублять знания учащихся об агропредприятии, о родном крае;

 2) формировать интерес к сельскохозяйственной деятельности, воспитывать ответственное и творческое отношение к труду на благо других людей, своей малой родины;

3) воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости за свое родное село, уважение к односельчанам, людям труда;

4) формировать потребность в личной причастности к судьбе малой и большой Родины; стремление быть полезными своему селу, обществу, государству.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: учащиеся 1 – 11 классов.

Сроки реализации: 1 год, циклично.

Формы занятий: экскурсия на объекты агропредприятия, музейное занятие, встреча, игра, конкурс.

Ожидаемые результаты:

а) предметные: приобретение, расширение и углубление знаний об агропредприятии, родном селе, малой родине;

б) метапредметные: приобретение опыта общения с представителями сельского социума, умения извлечения информации из различных источников, в том числе из музейных предметов;

в) личностные: проявление интереса к сельскохозяйственной деятельности, чувства гордости за родное село, уважения к односельчанам, людям труда, потребности в личной причастности к судьбе малой и большой Родины, ответственное и творческое отношение к труду, стремление быть полезным своему селу,  обществу, государству, активное участие в жизни социума.

Способы проверки результатов: конкурс рисунков, сочинение, анкетирование.

Форма подведения итогов реализации программы - презентация «Музейно-педагогическая программа «Путешествие в Агроград»: итоги, проблемы, перспективы» на общешкольной конференции, на совещании специалистов агрофирмы.

Особенности программы:

  1. программа может быть использована  на  любом из трех уровней образования, при соблюдении принципа учета возрастных особенностей учащихся;
  2. все занятия имеют общие воспитательные задачи, прописанные в пояснительной записке; исходя из этого, для каждого занятия в разделе технологического обеспечения указаны задачи преимущественно познавательного характера (те, которые определяются совместно с детьми);
  3. занятия могут проводиться как по «вертикали» (с 1 по 11 кл.), так и по «горизонтали» (напр., в 5 кл., в рамках программы внеурочной деятельности);
  4. цикл может проводиться не в полном объеме, выборочно, т. к. каждая тема является относительно самостоятельной; в то же время ряд тем при необходимости несложно разделить на подтемы, каждая из которых будет соответствовать отдельному занятию;
  5. содержание и методические приемы при соответствующей корректировке позволяют проводить занятия даже в случае отсутствия музея в школе.

Календарно-тематическое планирование:

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Уч-ся (кл.)

Место проведения

Сроки

1.

Начинаем путешествие в Агроград»

 

2

 

 

 

1кл.

Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»; основные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»

 

 

Октябрь / ноябрь

 

2.

 

«Зернышко пуд бережет»»

 

 

1

 

2 кл.

Экспозиционный залы музея:

природы и истории,

«От коммуны до агрофирмы»

Декабрь

3.

«Как хлеб на стол приходил»

 

 

1

 

3 кл.

Экспозиционный зал

природы и истории

Декабрь

4.

 

«Современное производство хлеба»

 

 

1

 

4 кл.

 

Пекарня (ООО «Топтыгин»)

Январь

5.

«Картофель – наш «второй хлеб»

 

1

5 кл.

Картофелехранилище

Январь

6.

«Путешествуем на животноводческий комплекс»

 

2

 

6 кл.

Животноводческий комплекс агрофирмы

 

Февраль

7.

«Профессии в сельском хозяйстве»

 

1

 

7 кл.

Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;

музейная зона, предназначенная для занятий

 

Февраль

8.

«Трудовые династии»

 

1

 

8 кл.

Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;

музейная зона, предназначенная для занятий

Март

9.

«От коммуны до агрофирмы»

 

 

 

1

 

9 кл.

Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»

Сентябрь

10.

«Разговор по душам» (встреча учащихся с специалистами агрофирмы)

 

 

 

2

 

10 – 11кл.

Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;

музейная зона, предназначенная для занятий

(вариант: рабочее место специалиста)

Ноябрь /

декабрь

11.

«Разговор по душам» (встреча учащихся с директором агрофирмы)

 

 

«Агроград – наша гордость!»

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

11кл.

Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;

музейная зона, предназначенная для занятий

(вариант: кабинет директора агрофирмы)

 

Центральные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»

Ноябрь /

декабрь

 

 

 

 

 

Апрель /

май

 

Всего часов

   17

 

        Содержание:

  1. «Начинаем путешествие в Агроград».

Что такое сельское хозяйство. Кто трудится в сельском хозяйстве. Экспонаты музея – источники знаний о сельском хозяйстве. «Агрофирма Среднеивкино» - крупное сельскохозяйственное предприятие.

  1. «Зернышко пуд бережет».

Зерновые культуры, выращиваемые в агрофирме. Значение хлеба в жизни человека.

  1. «Как хлеб на стол приходил».

Как выпекали хлеб наши предки. Домашняя утварь для выпечки хлеба. Традиции и обычаи, связанные с приготовлением и употреблением хлеба. Виды изделий из муки. Как есть хлеб: культура употребления.

  1.  «Современное производство хлеба».

Этапы выпечки хлеба на пекарне агрофирмы в настоящее время. С помощью чего производят хлеб.

5.  «Картофель – «второй хлеб».

Зачем выращивают картофель. Как хранят картофель в агрофирме. Сорта картофеля, выращиваемого в агрофирме. Виды сельскохозяйственной техники, используемой в агрофирме для выращивания и хранения картофеля.

  1. «Путешествуем на животноводческий комплекс»

Современный животноводческий комплекс. Порода коров в агрофирме, особенности их внешнего вида. Чем питаются коровы. Режим дня животных. Кто ухаживает за животными. Машинное доение, мастера машинного доения. Объемы производства молока в агрофирме, его реализация.

  1. «Профессии в сельском хозяйстве»

Какие профессии существуют в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные профессии в материалах музея. Проблемы и перспективы, связанные с сельскохозяйственными профессиями. Родители, имеющие сельскохозяйственные профессии.

  1. «Трудовые династии».

Что такое династия. Семейные династии в нашем селе. Трудовые династии в агрофирме. Представители династий в экспозиции музея истории села Среднеивкино.

  1.  «От коммуны до агрофирмы».

Когда появилась коммуна в Среднеивкино. Организаторы коммуны. Колхоз «Безбожник». Среднеивкинская машинно-тракторная станция. «Родина» - колхоз-гигант. Дела и люди совхоза «Среднеивкинский». Хлебников А.М. – знаменитый директор совхоза. Совхоз в 90-е годы. Агрофирма сегодня. Харькин Н.В. – руководитель современного типа. «Заслуженные работники сельского хозяйства».

10. «Разговор по душам» (с директором агрофирмы,  специалистами). Биографические сведения о директоре, специалистах, работниках агрофирмы в экспозиции музея. Личностные качества: профессионализм, целеустремленность, добросовестность, дисциплинированность, умение организовать себя и других; их роль в жизни человека. Ориентация на будущую профессию.

11. «Агроград – наша гордость!»

Что представляет собой современное сельскохозяйственное предприятие. Цеховая структура агрофирмы. Центральные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»:  ремонтно-механические мастерские, животноводческий комплекс, картофелехранилища, зерносушильные комплексы, пилорама,строящиеся объекты,  административное здание агрофирмы. Достижения предприятия. Перспективы развития.

 

Условия реализации программы:

  1. кадровые: педагоги МКОУ СОШ с. Среднеивкино, обладающие достаточно высоким инновационным потенциалом; дирекция и специалисты акционерного предприятия «Агрофирма Среднеивкино», представляющие собой мобильный и профессиональный коллектив;
  2. программно-методические: Концепция развития музея «Взаимодействие школьного музея и агропредприятия – основа формирования гражданственности сельских школьников»; программа институционального уровня «Краеведение»; программа музейно–образовательного комплекса  «Среднеивкино»; УМК «Гражданское образование в сельском социуме через деятельность музейно–образовательного комплекса»; ежегодные планы работы музея истории села Среднеивкино;
  3. материально-технические: объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино», включая производственное оборудование, машинно-тракторный парк; музейные помещения: 3 экспозиционных зала, 2 фондохранилища, кабинет руководителя; музейное оборудование: ограждение из оргстекла к уголку природы, подиумы, стенды,  комплект учебной мебели, охранная и пожарная сигнализации, компьютер, ноутбук, колонки, многофункциональное устройство (сканер, черно-белый принтер, ксерокс), цветной принтер, черно-белый принтер, фотоаппарат с камерой и штативом, мультипроектор, экран.

 

Список источников:

1. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области. – Изд-во «Канцлер», 2013. – 284 с.

2. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.

3. Музей и дети: методический сборник музейных занятий и мероприятий / департамент культуры Кировской области; Кировский областной краеведческий музей. – Киров: О-Краткое, 2009. – 288 с.

4. Нагибина, А.В. Гуманистическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музейно-педагогической деятельности в условиях села [Текст]: методическое пособие / А.В. Нагибина. – М.: ИСП РАО, 2010. – 88 с.

5. Огородникова, С.В. Музейно-педагогическая деятельность в сельском социуме [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Огородникова; под ред. В.С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ООО «Веси», 2015. – 88 с. (Серия «Сельская школа», выпуск 20)

6. Концепция  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная  распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р[Электронный ресурс]. – Режим доступа: base.garant.ru

7. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11: методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений[Электронный ресурс]. – Режим доступа: turcentrrf.ru.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  consultant.ru

9. Федеральный  государственный  образовательный стандарт[Электронный ресурс]. – Режим доступа: standart.edu.ru.

10. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  rg.ru›2012/12/30/obrazovanie-dok.

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCozАдрес: с. Среднеивкино. Почта:missi2005@mail.ru