Анализ работы музея истории села Среднеивкино
за 2015 - 2016 учебный год
Приоритетом в деятельности музея истории села Среднеивкино является гражданское образование. Целевая установка на 2015-2016 учебный год - использовать возможности школьного музея для формирования гражданской идентичности учащихся. Что сделано для достижения цели?
Создана модель формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности. Методологической основой модели являются системный, деятельностный, средовой, аксиологический, краеведческий подходы.
В рамках модели определены содержательные линии формирования гражданской идентичности сельских школьников:
- знания о природе, истории и культуре родного села (в том числе о семье, школе, агрофирме), родном крае, России;
- ценностные ориентиры «Малая родина», «Природа», «Земля», «Труд»; эмоции и чувства гражданской направленности: гордость за свое родное село, родной край, Россию, уважение к людям труда, верность родной земле, солидарность с односельчанами;
- мотивы и смыслы, умения, навыки и опыт социально и личностно значимой деятельности в сельском социуме: по возрождению традиций, благоустройству села, совершенствованию школьной жизни, жизни сельского сообщества.
Указанные линии и их основные направления «Природа вокруг нас», «Родное село», «Наша агрофирма» заложены в циклограмме образовательной деятельности «Наша малая сельская родина». С циклограммой содержательно и технологически связана музейно-педагогическая программа «Путешествие в Агроград».
Указанная программа была разработана в соответствии с Концепцией развития музея (на 2015-2020 годы) в октябре 2015 года и апробировалась в течение учебного года. Реализация программы способствовала расширению и углублению взаимосвязей музея и агрофирмы. Занятия проходили как в залах музея, так и в форме экскурсий на объекты агрофирмы. При проведении занятий использовались элементы интерактивности. Так, учащиеся 2, 3, 4 классов во время музейного занятия «Зернышко пуд бережет» знакомились с различными видами зерновых культур и семенами трав, выращиваемых в агрофирме. Дети учились зрительно различать зерна ржи и пшеницы, ячменя и овса, узнали названия их сортов, имели возможность тактильных ощущений, взяв зернышки на ладонь. Для ребят 3 и 4 классов было проведено знакомство с традициями и обычаями, связанными с приготовлением и употреблением хлеба. Во время практикума «Как выпекали хлеб наши предки» дети соотносили музейные предметы (орудия труда, предметы домашней утвари) с этапами превращения зерна в хлеб и демонстрировали, как ими пользовались наши предки. На занятиях шла речь о бережном отношении к хлебу. Подобные занятия были проведены и для учащихся 6 – 8 классов. Выяснилось, что и в среднем звене далеко не все ребята правильно ориентируются в сельскохозяйственных культурах.
Для старшеклассников в рамках программы открылся «Клуб интересных встреч». Учащиеся 10 и 11 классов встречались со специалистами агрофирмы. Эти встречи для ребят – большой позитив, об этом свидетельствуют их отзывы: «встреча была содержательной, оказала на меня положительное воздействие», «такие люди вызывают чувство уважения», «это была встреча действительно с интересным человеком!», «я горжусь, что у нас есть такие односельчане».
По нашему мнению, музейно-педагогическая программа «Путешествие в Агроград» - эффективное средство профессиональной ориентированности на деятельность в аграрной сфере. Проведение цикла музейных занятий для сельских школьников с выходом или выездом в близлежащее хозяйство, с использованием экспонатов музея способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за свое родное село, уважения к сельским труженикам. Реализация программы стала возможной благодаря непосредственной поддержке со стороны директора агрофирмы Харькина Николая Викторовича.
О расширении взаимосвязей музея и агрофирмы свидетельствует и то, что в сентябре 2015 года во время проведения в агрофирме Праздника Урожая "Выставка достижений нашего хозяйства" и представления каждым цехом своей продукции в отдельном павильоне, один из павильонов был музейным. Учащиеся-экскурсоводы и учителя оформили отведенную территорию, отразив основные достижения МИССИ, и провели павильонную экскурсию. Особый интерес посетителей вызвала та часть павильона, где была представлена история школы через экспонаты. Музею был вручен подарок от "ЭкоНивы" - макет современного трактора.
Достижению цели формирования гражданской идентичности учащихся способствовал «Учительский музейный калейдоскоп». Многие педагоги активно сотрудничали с музеем: проводили в музее уроки, классные часы, использовали материалы музея в своей работе, руководили проектами учащихся по краеведческим темам. Особой активностью отличалась Конышева Татьяна Анатольевна. Как учитель географии и географического краеведения, она провела 4 урока в музее. Один из уроков имел форму квеста, ребята с большим интересом участвовали в таком уроке. Татьяна Анатольевна подготовила к олимпиаде по природному краеведению ученицу 10 класса Истомину Светлану, занявшей первое место на районном уровне, участвовавшей в областном этапе олимпиады. Истомина Светлана под руководством Татьяны Анатольевны подготовила исследовательский проект «Мой земляк Чучалов Николай Иванович – известный чемпион по греко-римской борьбе», выступила с ним на региональном Конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее», став дипломантом 3 степени. Как классный руководитель 6 класса, Татьяна Анатольевна проводила большую работу по подготовке краеведческих классных часов «Семейные реликвии» и «Трудовые династии», способствовала тому, чтобы ученики 6 класса Корепановы Алена и Алексей подготовили экскурсию о своей бабушке, учительнице – ветеране. Татьяна Анатольевна сама выступила в роли учителя – ветерана во время краеведческого классного часа в 5 классе «Моя школа».
5 музейных уроков провела учитель русского языка и литературы Пятова Наталья Леонидовна. Являясь классным руководителем 8 класса, Наталья Леонидовна организовала в музее торжественное вручение паспортов восьмиклассникам, приготовила сюрприз для ребят – большой торт с изображением триколора.
Учитель математики Новикова Любовь Гавриловна обратилась к краеведческому материалу для использования его на своих уроках. Один из уроков геометрии в 10 классе был проведен возле Троицкой церкви. Храм интересовал учащихся как памятник культуры и как объект для математических расчетов. На уроках в 6 классе «Умножение дробей» и «Применение распределительного закона умножения» учительница также обращалась к материалам музея. На районном фестивале проектных и исследовательских работ «Дорогой открытий» в проекте «Круг вокруг», подготовленном учащимися 6 класса под руководством Любовь Гавриловны, были использованы материалы из музейного зала «От коммуны до агрофирмы».
Каждый год учитель иностранных языков Исупова Ольга Витальевна проводит открытые уроки в музее. Не стал исключением и нынешний учебный год. На уроке немецкого языка в 11 классе «Наша малая родина» использовались такие приемы, как: «Угадай голоса птиц, обитающих в нашей местности», знакомство с немецкими поговорками о малой родине, коллективное чтение стихов о родной стороне на немецком языке.
Благодаря инициативе учительницы начальных классов Крутихиной Марины Васильевны для учащихся 1 класса был проведен классный час "Символы нашего края". Дети познакомились с гербом, флагом и гимном России, затем с гербами Кировской области и Верхошижемского района. Первоклассники узнали, что у села Среднеивкино есть свой гимн, у Среднеивкинской школы - герб, а у музея - эмблема. В качестве сюрприза каждый первоклассник получил в подарок эмблему МИССИ в виде нагрудного значка.
Под руководством учителя ОБЖ Окунева Ивана Ивановича учащиеся 5 класса осваивали азы туризма, занимаясь по программе внеурочной деятельности «Туристята» (34 часа). Ребята совершили несколько выходов на природу, в том числе велопоход в Нижнеивкино. Для пятиклассников это были наиболее увлекательные занятия.
Также для учащихся 5 класса в прошедшем учебном году руководителем музея была разработана программа внеурочной деятельности "Удивительный мир музея". В ходе реализации программы учащиеся, «виртуально путешествуя», познакомились с наиболее крупными музеями России и мира, с музейными профессиями, «сердцем музея» - фондами, приняли участие в проекте «Экспонаты заговорили». Была организована поездка в г. Киров, во время которой посетили областной краеведческий музей и храм Веры, Надежды и Любови. Итоговая рефлексия показала, что ребятам нравятся занятия в музее. Занятие «О чем рассказал самовар» оставило особые впечатления.
Всего за прошедший учебный год на базе музея было проведено 22 урока и фрагмента уроков, 16 классных часов, 20 занятий по программе «Путешествие в Агроград», 34 часа внеурочной деятельности «Удивительный мир музея».
Методическая копилка музея существенно пополнилась.
Кружок «Мы – экскурсоводы» продолжал свою работу. В нынешнем году он насчитывал 30 учащихся. Всего в течение учебного года было проведено 60 экскурсий. В День экскурсовода состоялась презентация 5-и новых экскурсий. Среди них: экскурсия семиклассниц Бурковых Софии и Юлии «Традиционный народный костюм», включавшая элементы театрализации. Экскурсия пятиклассника Окунева Павла «Гордимся земляком!» проводилась по новому экспозиционному комплексу, посвященному специалисту агрофирмы Черных Александру Павловичу, «Заслуженному работнику сельского хозяйства Российской Федерации».
В апреле 2016 года в г. Кирове на базе Центра детско-юношеского туризма и экскурсий впервые проводился Областной конкурс юных экскурсоводов музеев образовательных организаций, посвященный 80-летию образования Кировской области. В нем принимали участие экскурсоводы нашего музея, учащиеся 5 класса Пантюхина Алина, Мокиев Ярослав и Возисов Степан. Алина и Ярослав под руководством учителя иностранного языка Исуповой Ольги Витальевны подготовили экскурсию на английском языке о Николае Викторовиче Харькине «Человек, который сделал себя сам». Презентация экскурсии отличалась четкой дикцией, выразительностью, компактностью. Степан выступал с новой экскурсией «Чудо из чудес», посвященной символу России – березе. Экскурсия была представлена в форме экскурсии – концерта. В этом выступлении Степана поддержала вся его семья. Итоги конкурса: Возисов Степан - диплом первой степени, Пантюхина Алина и Мокиев Ярослав - диплом второй степени. Свой успех юные экскурсоводы повторили на фестивале «Дорогой открытий», представив экскурсии в качестве проектов. Семейный проект Возисовых, посвященный березе, получил продолжение и расширен до сельского праздника в День святой Троицы «Зеленые святки».
Традиционно в мае проводилась Неделя школьного музея. Среди мероприятий Недели выделим два: встреча с известным выпускником Среднеивкинской школы, обладателем золотой медали «Мастер международных марафонов» Крутихиным Виктором Михайловичем и выставка вышивки жительницы Среднеивкино Емельяновой Галины Александровны «Удивительное рядом!»
Позитивная особенность нынешнего года - использование экспонатов музея на всех основных общешкольных мероприятиях: Осенний бал, Новый год, День защитника Отечества. Экспонаты МИССИ стали участниками Всероссийского дистанционного командного турнира по информационным технологиям «ИКТ Полиатлон». Команда учащихся 4 класса во главе с учителем информатики Корольковой Татьяной Михайловной для выполнения конкурсного задания решила использовать экспонаты музея и сведения о достопримечательностях села. Среди достопримечательностей были выделены: Троицкая церковь, здание бывшего волостного правления, пруд, «Красная площадь», «Байконур» (финская зерносушилка). Получилась красивая презентация! Команда была удостоена диплома 2 степени. Команда учителей Среднеивкинской школы во время участия в районном конкурсе «А вам и не снилось!», посвященном Году кино, также использовала музейные предметы. Вожатая Пятова Наталья Леонидовна участвовала в окружном конкурсе "Учитель года". Для проведения конкурсного занятия с детьми она выбрала тему "Народные промыслы" и использовала экспонаты нашего музея: сундук, плетеную корзину, глиняные горшочки, сарафаны, кружевные подзоры и другие предметы.
За прошедший год музейный фонд пополнился благодаря подаркам наших односельчан и выпускников. В музее появились такие эксклюзивные предметы, как сельница, чесало (гребень для обработки льна), старинная кадка, шаль, ножницы мастера-портного, стеклянная бутыль, чемодан советского времени. Выпускник Среднеивкинской школы 2015 года Окунев Егор подарил собранный своими руками макет танка периода Великой Отечественной войны,.
Еще одно важное событие в жизни музея: в День знаний, 1 сентября 2015 года, после торжественной линейки, учителя - ветераны собрались в музее. Они с удовольствием пообщались за чашкой чая, положив начало традиции приходить в музей в начале учебного года.
В течение года продолжалось распространение опыта деятельности музея на различных уровнях: муниципальном, региональном, российском. Учитель русского языка и литературы, главный редактор школьной газеты «Большая перемена» Окунева Ольга Васильевна в каждом номере подробно отражает жизнь МИССИ. Периодически информация о деятельности музея публикуется в районной газете «Верховья Шижмы» под рубрикой «Новости из музеев». Сведения о музее наряду с другими значимыми сведениями о жизни Среднеивкинской школы были представлены в материалах на межрегиональный конкурс «Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: «Школа – селу, село – школе», организованный Ассоциацией сельских школ Республики Карелия. В выступлении «Расширение образовательного пространства сельской школы посредством интеграции с социумом», подготовленном педагогами Окуневой Ольгой Васильевной, Филипповой Светланой Николаевной, Новиковой Любовь Гавриловной к ежегодной районной практико-ориентированной конференции (апрель 2016 года), была дана информация о взаимодействии агрофирмы, школы и музея.
В видеоролике, подготовленном заместителем директора по учебной работе Окуневой Ольгой Васильевной на Слет экспериментальных площадок (апрель 2016 года, ИРО Кировской области), музейный блок занял достойное место. Телевизионный сюжет ГТРК «Вятка» о МИССИ прошел в передаче «Дороги деревенские» (май 2016 года).
Благодаря активисту музея Комаровой Галине Леонидовне музейные новости постоянно появляются «ВКонтакте»: интернетгруппа «Село Среднеивкино».
Выступления руководителя музея в течение года:
- «Взаимодействие агрофирмы и музея в сельском социуме: реалии и перспективы» - на Всероссийском научно-практическом форуме «Музейное дело и туризм как факторы российской глубинки» (г. Тотьма, 10-13 сентября 2015 г.);
- «Взаимодействие музея истории села Среднеивкино с ветеранами Верхошижемского района» - на отчетно-перевыборной конференции ветеранской организации Верхошижемского района (п. Верхошижемье, 25 сентября 2015 г.);
- «Музей истории села Среднеивкино – открытая система» - на Всероссийском семинаре - совещании «Организация музейной работы в образовательных учреждениях» (г. Москва, 22-23 октября 2015 г.);
- «Формирование гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности» - на методологическом семинаре кафедры педагогики ВятГУ (г. Киров, 23 апреля 2016 г.);
- «Взаимодействие сельского Дома культуры и МИССИ» - на методическом семинаре работников культуры Верхошижемского района (с. Среднеивкино, 28 апреля 2016 г.);
- «Музейно-педагогическая программа «Путешествие в Агроград»: итоги первого года работы» - на совещании специалистов ЗАО «Агрофирма Среднеивкино» (с. Среднеивкино, 30 мая 2016 г.)
Статьи, написанные руководителем музея:
1) «Взаимодействие агрофирмы и музея в сельском социуме: реалии и перспективы» - в электронном сборнике материалов II Всероссийского науч.-практ. форума «Музейное дело и туризм как факторы российской глубинки» (г. Тотьма, 10-13 сентября 2015 г.);
2) «Музейно-педагогические технологии в воспитании сельского школьника» - в сборнике материалов международной конференции «Педагогические технологии в условиях модернизации образования» (г. Ярославль, 24-25 сентября 2015 года);
3) «Возможности развития школьного музея в сельском социуме» - в электронном сборнике материалов Всероссийского семинара «Организация музейной работы в образовательных учреждениях» (г. Москва, 23-24 октября 2015 года);
4) «Сотрудничество школьного музея и агропредприятия – основа формирования гражданственности школьников» - в сборнике ВВР НОЦ РАО «Образование в сельской школе: интеллектуализация и профориентированность на деятельность в аграрной сфере» (г. Киров, февраль 2016 г.);
5) «Путешествие в Агроград» как средство профориентированности на деятельность в аграрной сфере » - в сборнике ВВР НОЦ РАО «Образование в сельской школе: интеллектуализация и профориентированность на деятельность в аграрной сфере» (г. Киров, февраль 2016 г.);
6) «Музейно-педагогическая деятельность как средство трудового воспитания сельских школьников» - в электронном сборнике Всероссийской научной конференции «Возрождение духовных идеалов культурного наследия в образовательно-культурной среде сельской местности» (31 марта – 2 апреля 2016 г., г. Арзамас);
7) «Возможности музейно-педагогической программы «Путешествие в Агроград» в профориентации сельских школьников» - в сборнике материалов Международного научно-педагогического форума по музейной педагогике «Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы» (19-21 апреля 2016 г., г. Нижний Новгород).
8) «Специфика музейно-педагогической деятельности в воспитании сельских школьников» – в журнале ВАК «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» (№ 9-10, 2015);
9) «Проблемы музейной педагогики и пути их решения при взаимодействии со школой» - в журнале ВАК «Образование личности» (№ 1, 2016);
10) «Сравнительная характеристика понятий: гражданственность и гражданская идентичность» - в журнале ВАК «Право и образование» (№ 4, 2016).
За прошедший учебный год руководителю музея вручены:
Почетная грамота Президиума Совета Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (сентябрь 2015 г.), грамота Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения (приказ ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» от 12.11.2015 г. №191-06, г. Москва), грамота Кировского регионального филиала Международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» (протокол № 3от 08. 04. 2016 г., г. Киров).
Всего за период с 1.06.2015 года по 1.06.2016 года музей посетило 1678 человек.
На итоговой общешкольной линейке 31 мая 2016 года благодарственные письма за активную работу в музее были вручены 31 человеку: учащимся, педагогам, родителям, представителям общественности.
Вывод: музей истории села Среднеивкино играет значительную роль в формировании гражданской идентичности учащихся.
Перспективы на летний период:
- подготовить и провести сельский праздник «Зеленые святки»;
- продолжить сбор и обработку материалов для 2 части книги о Среднеивкино;
- продолжить ведение сайта музея;
- обработать статистические данные педагогического эксперимента по теме «Формирование гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности».
7.06.2016 Руководитель МИССИ Огородникова Светлана Витальевна
|